С 01 января 2019 г. наконец вступил в силу новый закон об СНТ - ФЗ от 29.2017 №217-ФЗ «О ведении гражданами садоводства и огородничества для собственных нужд и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».
В преддверье вступления в силу этого закона, членами Совета Федерации 21.11.2018 г. был внесен на рассмотрение ГД законопроект №591978-7 «О внесении изменений в Федеральный закон «О ведении гражданами садоводства и огородничества для собственных нужд и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» и статью 16 Федерального закона «О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации»» (http://sozd.parliament.gov.ru/bill/591978-7).
Рассмотрение законопроекта в первом чтении назначено на февраль 2019 года и до принятия его во втором чтении этот законопроект скорее всего еще будет существенно изменен!
Мы будем отслеживать его рассмотрение в Государственной Думе РФ и информировать о его результатах, но уже сейчас хотелось бы обратить ваше внимание на те изменения, которые предложены в Законопроекте. Эти изменения касаются не только содержания нового устава СНТ с 2019 года, но и иных положений закона.
Предложенные изменения в целом можно приветствовать, но есть и те, которые вызывают недоумение и нашу негативную оценку.
Давайте же кратко рассмотрим наиболее интересные на наш взгляд предложенные поправки!
№ |
Предлагаемые изменения |
Норма нового закона об СНТ, в которую вносятся изменения |
Наши комментарии |
1 |
Уточняется, что индивидуальные садоводы вносят плату не только в порядке, установленном для членов СНТ новым законом об СНТ, но и в сроки, указанные для членов СНТ данным законом. |
ч.3 ст.5 |
Мы положительно оцениваем данное предложение, поскольку уточнение направлено на устранение споров о том в какие сроки индивидуальные садоводы должны вносить установленные платежи. |
2 |
Предлагается на сумму задолженности индивидуала по умолчанию начислять неустойку в 2-х кратном размере ключевой ставки ЦБР, если иное не установлено уставом СНТ. |
ч.5 ст.5 |
Считаем, что такое изменение ставит в неравное положение членов СНТ и индивидуалов.
Во-первых, для членов СНТ такой нормы нет, поэтому ничто не запрещает устанавливать для них в Уставе СНТ неустойки ниже, чем 2х кратный размер ключевой ставки ЦБР, предусмотренный по умолчанию для индивидуальных садоводов или вообще не устанавливать для членов СНТ неустойки.
Во-вторых, возможность установления уставом неустойки не только для членов СНТ, но и для индивидуалов (при том, что согласно закону индивидуалы не вправе голосовать по вопросам изменения и утверждения Устава), ставит членов СНТ и индивидуалов в неравное положение.
Выходит, что члены СНТ получают эксклюзивное право назначать в отношении индивидуалов любые неустойки, какие посчитают нужными.
Полагаем, что для баланса интересов в данном случае возможно установление в законе единого размера неустойки в отношении членов СНТ и индивидуалов, который не подлежит изменению решениями общих собраний или уставом СНТ.
|
3 |
Размер платы за изготовление заверенных копий документов СНТ, которые запрашивают садоводы, будет устанавливать Правление СНТ, а не общее собрание. |
ч.3 ст.11 |
С одной стороны, это положительная норма, поскольку позволяет более оперативно решать вопрос установления размере платы за изготовление копий документов.
С другой стороны, Правление по-сути устанавливает обязательные для всех садоводов платежи, без одобрения общего собрания.
Считаем, что предложенное изменение не влечет за собой положительного эффекта.
Согласно ч.4 ст.11 нового закона об СНТ, такая плата не должна превышать затрат СНТ на изготовление этих копий, то есть не является платой за услуги или работы.
Мы сомневаемся, что цены на расходные материалы (бумага, чернила и т.п.) настолько часто и существенно меняются, что не могут ждать очередного или внеочередного общего собрания членов Товарищества для утверждения размера платы за изготовление копий документов.
|
4 |
Предлагается в качестве дополнительного основания исключения из членов СНТ добавить следующее основание:
Неоднократное или длящееся нарушение положений устава товарищества в течение одного года.
|
ч.4 ст.13 |
Мы негативно относимся к данному предложению.
Исключение из СНТ является крайней мерой.
Считаем, что действующая редакция нового закона об СНТ содержит адекватное основание для исключения – неуплата взноса в течение более чем 2 месяца, если более продолжительный срок не установлен Уставом. Это основание на данный момент единственное в законе и не может быть расширено уставом СНТ.
Предложенное же законопроектом основание фактически делает основание для исключения из членов «резиновым», при котором исключить из членов СНТ можно за любое мелкое нарушение устава СНТ.
Такую норму, можно в любом СНТ превратить в репрессивное орудие в отношении неугодных членов СНТ в целях устранения от управления товариществом.
|
5 |
Если уставом или решением общего собрания не предусмотрено иное, членский взнос подлежит внесению не позднее 1 месяца с даты принятия решения об утверждении его размера. |
ч.4 ст.14 |
Мы относимся положительно к данному изменению, поскольку устраняется пробел в урегулировании сроков оплаты взносов, на тот случай, когда в уставе или решении общего собрания по каким-то причинам забыли указать срок для уплаты такого взноса. |
6 |
Если уставом не предусмотрено иное, членские взносы могут быть в т.ч. использованы на оплату судебных издержек, в т.ч. связанных со взысканием задолженности с третьих лиц. |
п.10 ч.1 ст.14 |
Мы относимся положительно к данному изменению, поскольку оно вносит определенность в вопрос о том, за счет каких взносов можно оплачивать услуги юристов и адвокатов, оказываемые СНТ. |
7 |
В случае, если индивидуалы не дают согласие на внесение сведений о них в отдельный раздел реестра членов СНТ, все неблагоприятные последствия, в т.ч. невозможность их уведомления, лежит на этих лицах. |
ч.6 ст.15 |
Полагаем, что предложение изменение полезно, так как при недобросовестном отказе индивидуалов предоставить сведения о себе, в т.ч. о способах связи с ними, такие садоводы несут риск невозможности их уведомления о значимых событиях и мероприятиях в СНТ в индивидуальном порядке. |
8 |
Законопроект предлагает правило о том, что в случаях, предусмотренных новым законом об СНТ, решения органов СНТ, принятые в пределах их компетенции, должны быть обязательны не только для членов, но и для индивидуалов. |
ч.7 ст.16 |
Мы относимся положительно к данному изменению, так как оно уточняет в каких случаях и каким решениям органов управления СНТ должны подчиняться индивидуалы.
Напоминаем, что между СНТ и индивидуалами отсутствуют корпоративные отношения (п.1 ст.2 ГК РФ), поэтому, в частности они не обязаны подчиняться положениям Устава и решениям органов управления СНТ, если иное не предусмотрено в законе.
Согласно новому закону об СНТ для индивидуалов обязательны только решения общих собраний, принятые по тем вопросам, по которым они имеют право голосовать (ч.27 ст.17 ФЗ-217).
В связи с этим, также обращаем внимание на то, что общее собрание членов СНТ не вправе устанавливать для индивидуалов пени в связи с просрочкой уплаты платежей. Однако, СНТ при взыскании таких платежей в судебном порядке вправе требовать от индивидуала уплаты процентов по ст.395 ГК РФ.
|
9 |
Изъятие из компетенции общего собрания членов СНТ вопроса об открытии или закрытии банковских счетов СНТ и передача решения указанного вопроса Правлению СНТ. |
п.8 ч.1 ст.17, п.16 ч.7 ст.18 |
Считаем, что эффект от такого новшества будет виден после изучения применения данной поправки на практике. |
10 |
Уточнение правила о том, что уведомление о проведении общего собрания членов СНТ направляется садоводу только в том случае, если сведения о его адресах (почтовом, электронном) есть в реестре членов СНТ. |
п.1 ч.13 ст.17 |
Согласно новому закону об СНТ, уведомление о проведении общего собрания должно проводиться одновременное тремя способами:
- Индивидуальное уведомление каждого садовода по почте или электронной почте;
- Размещение уведомления на сайте СНТ (при его наличии);
- Размещение уведомления на информационном щите в пределах территории ведения садоводства.
На наш взгляд, вполне разумно исключить обязанность уведомлять садовода в индивидуальном порядке о проведении общего собрания, если садовод действует недобросовестно: не предоставляет свои контактные данные в реестр членов СНТ.
|
11 |
Предлагается включить в новый закон об СНТ, вступивший в силу с 01.01.2019 г. правило о том, что можно в повестку дня включать дополнительные вопросы в ходе проведения собрания, если на него явились все лица, которые имеют право голосовать по таким вопросам повестки дня.
|
ч.15 ст.17 |
Данная поправка является уточнением и устраняет возможные коллизии между ФЗ-217 и пп.1 ст.181.5 ГК РФ (о ничтожности решений общих собраний). |
12 |
Предлагается отдельно определять кворум для вопросов, по которым имеют право голосовать индивидуальные садоводы.
Кворум при голосовании по таким вопросам должен определяться исходя из общего количества всех садоводов на территории ведения садоводства (как членов, так и индивидуалов).
|
ч.19 ст.17 |
Мы оцениваем предложенное изменение положительно.
Согласно действующей редакции нового закона об СНТ, кворум по вопросам, по которым голосуют все садоводы (в т.ч. индивидуалы), определяется только от общего количества членов СНТ.
Такой непродуманный порядок может повлечь за собой, например, следующий казус:
Допустим в СНТ ведут садоводство: 7 членов СНТ и 250 индивидуалов. На собрание явилось 2 члена и 200 индивидуалов .
По действующей редакции нового закона об СНТ, кворум отсутствует, собрание не состоялось.
Получается, что из-за всего 1-2 садоводов из 257 на данной территории нет возможности провести общее собрание.
Законопроект предлагает исправить очевидный пробел в новом законе об СНТ и сбалансировать интересы и возможности членов СНТ и индивидуалов.
|
13 |
Законопроект разрешает строить жилые и садовые дома до 31.12.2023 г. в отсутствие утвержденных для данной территории градостроительных регламентов.
Достаточно, чтобы в этот период, возводимые жилые и садовые дома соответствовали требованиям, предъявляемым Градостроительным кодексом РФ для индивидуального жилищного строительства.
|
ч.1 ст.23, ч.4 ст.55 |
С вступлением с 01.01.2019 года нового закона об СНТ запрещено строить жилые и садовые дома на территории, для которой местная администрация не утвердила Правила землепользования и застройки (включая градостроительный регламент).
С 01.01.2019 г. строительство жилого или садового дома в отсутствие утвержденного для данной территории градостроительного регламента является самовольным.
Ощутимо указанный запрет ударил по тем СНТ, которые располагаются на землях сельхозназначения (то есть на межселенной территории).
Законопроект предлагает продлить для садоводов льготный период, в течение которого можно строить жилые и садовые дома в отсутствие утвержденных градостроительных регламентов.
Такие объекты должны лишь соответствовать следующим требованиям:
- отдельно стоящее здание;
- количество надземных этажей не более чем 3;
- высота не более 20 метров;
- состоит из комнат и помещений вспомогательного использования, предназначенных для удовлетворения гражданами бытовых и иных нужд, связанных с их проживанием в таком здании
- не предназначено для раздела на самостоятельные объекты недвижимости.
Оценивать предложенное нововведение можно двояко:
- С одной стороны, садоводы получают льготный период пока местная администрация не найдет в себе силы и не изыщет финансы для подготовки правил землепользования и застройки;
- С другой стороны, градостроительные регламенты по большей части защищают интересы добросовестных садоводов от их недобросовестных соседей, которые застраивают свои участки, не считаясь с интересами и правами других лиц (например, не соблюдают отступы от границ соседнего участка, соседних зданий, высотность и т.д.).
С момента принятия нового закона об СНТ (июль 2017 года) прошло достаточно времени, чтобы местная администрация сделала какие-то шаги по утверждению градостроительных регламентов.
Считаем, что если и предоставлять дополнительный льготный период садоводам, то не более 1,5 - 2 лет, но никак не 5 лет! Лучше стимулировать местные администрации осуществлять градостроительное проектирование в определенные законом сроки.
|
14 |
Предлагается уточнить норму о том, сколько СНТ может находиться на одной территории ведения садоводства.
Законопроект предлагает закрепить правило о том, что управление имуществом общего пользования (далее – ИОП) в границах территории садоводства может осуществлять только одно СНТ, которому на праве собственности или ином праве принадлежит такое имущество общего пользования. |
ч.2 ст.24 |
Смысл предложенной поправки не совсем ясен: то ли так неуклюже пытаются легализовать оформление ИОП на третьих лиц и навязывание садоводам и СНТ сторонних управляющих компаний, то ли устранить возможные споры в случае, когда объект инфраструктуры проходит по территории нескольких СНТ и необходимо определить кто должен управлять этим имуществом.
При принятии нового закона об СНТ законодатель четко придерживался следующей логики: одна территория садоводства управляется одним СНТ.
Теперь законопроект предлагает следующую логику:
- Если ИОП принадлежит самому СНТ (как юридическому лицу) на праве собственности или ином праве, то на территории ведения садоводства им управляет только одно СНТ;
- Если ИОП принадлежит на праве собственности или ином праве иным лицам (например, в долевой собственности садоводов), то на территории ведения садоводства таким имуществом могут управлять несколько СНТ.
Ничего кроме недоумения указанное предложение у нас не вызывает.
В ходе обсуждения этой поправки в нее должна быть внесена хоть какая-то ясность.
|
Будем следить за дельнейшим развитием событий с этим законопроектом и его трансформацией при прохождении 1-го и 2-го чтений в ГД РФ.
Также напоминаем вам, что наши адвокаты по СНТ разрабатывают новые Уставы для СНТ в целях приведения их в соответствие новому закону. Предлагаемые уставы не являются «рыбой» из Интернета. Текст полностью готовится нашими адвокатами по СНТ с адаптацией под клиента. Кроме того, в устав включены положения, которые новым ФЗ-217 не регламентируются и должны регулироваться только уставом.
Кроме того, мы также готовим и иные формы документов, необходимые для приведения документации СНТ в соответствие с действующим законодательством.
В случае единовременного заказа полного пакета документов, необходимых для приведения в соответствие документов СНТ новому ФЗ-217 (Устав, положение о ревизионной комиссии, положение о правлении, регламент по электричеству) мы предоставляем скидки!
Если у вас остались вопросы или нужна юридическая помощь по защите прав садоводов, дачников и огородников, ПОЗВОНИТЕ нам по контактному телефону: +7 (499) 322-71-02 или напишите на: info@kovalev-partner.ru.
24.01.2019 г.